ПРОЕКТ:
«Развитие
профессиональной компетентности педагога
в сфере общения с родителями воспитанников»
1. Актуальность.
Модернизация системы образования в России
выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно
из ведущих мест. Профессиональная компетентность современного педагога является
условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса, она
определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных
установок, позволяющих ему справляться возникающими в психолого-педагогическом
процессе ДОУ, ситуациями, разрешая которые он способствует уточнению,
совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребенка.
В современных условиях эффективное
функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без
взаимодействия с семьями воспитанников. Согласно статье 18 Закона РФ «Об
образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при
этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных
учреждений призваны оказывать родителям помощь.
Условием оказания педагогической помощи
родителям является установление контактов и педагогическое просвещение
родителей через общение. Иными словами, в основе взаимодействия педагога с
родителями лежит общение. Общение педагога с родителями в дошкольном учреждении
обладает рядом преимуществ: возможностью индивидуального подхода, постоянством
контактов, непосредственностью, наличием «обратной связи».
В связи с этим профессиональная
компетентность педагога является основой для эффективной работы по решению
данной проблемы
Анализ ситуации :На сегодняшний день, в нашем детском саду работают 6 педагогов с различным профессиональным уровнем:
33% педагогов имеют высшее образование, 67% средне- специальное,17%- молодые
специалисты, которым тяжело по началу эффективно работать с родителями
воспитанников, 83% стажисты, которые
давно работают в системе образования.
Тем не менее, можно выделить ряд недостатков,
которыми характеризуется процесс организации общения педагогов с родителями
воспитанников: формализм, отсутствие согласованности, построение общения
педагогов и родителей на уровне взаимных претензий у 66% педагогов.
На основе анализа результатов работы ДОУ
выделен ряд причин сложностей взаимодействия детского сада и семьи, среди
которых: низкий социальный статус профессии воспитателя; различие ценностных
ориентаций и взаимных ожиданий; стихийность построения общения с родителями,
неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями;
отсутствие субординации в общении с родителями. Полученные данные
свидетельствуют о существовании ряда трудностей между участниками
педагогического процесса - родителями и педагогами.
Установление взаимодействия педагогов и
родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия, знания запросов
родителей и трудностей семейного воспитания, партнерское общение, активизация
разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей
педагогической рефлексии и развитие навыков общения.
В связи с этим особую актуальность
приобретают проблемы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в
общении с родителями: определения содержания, средств и методов развития
профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного
учреждения в данной области. Решение данной проблемы составляет цель проекта.
2.
Цель проекта.
Определение содержания и средств развития
профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями.
3. Задачи:
1. Изучить состояние развития
профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями воспитанников
в педагогической практике.
2. Выявить и обосновать педагогические
условия, обеспечивающие развитие профессиональной компетентности педагога
дошкольного образовательного учреждения в общении с родителями воспитанников.
3. Повысить профессиональную компетентность
воспитателей в общении с родителями через разнообразные методы и формы
методической работы.
4.Объект
проекта:
Профессиональное содружество педагогов и
родителей
5.Предмет проекта:
Процесс
развития профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями
воспитанников.
6.Сроки
реализации проекта 2012-2013гг.
7.Содержание деятельности:
1
этап. Определение проблемы
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора - (июль-август 2012).
2 этап. Коррекция управленческих и
исполнительских целей. Постановка задач.
Формулирование задач и цели проекта, опираясь на анализ условий
образовательного учреждения (
сентябрь 2012)
3 этап. Реализация программы проекта.
Разработка перспективного плана мероприятий по развитию компетентности
педагогов в сфере общения с родителями воспитанников. Подбор средств реализации
проекта.
( Сентябрь 2012)
4этап. Реализация программы проекта
Проведение активной методической работы
( октябрь- апрель 2013г)
5 этап. Рефлексия.
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов; оценка реализации
проекта; Создание методических рекомендаций. Обобщение опыта работы.
( Май 2013г)
8. Методы реализации проекта.
·
Разработнический
Метод прогнозирования и моделирования
Метод повышения эмоциональной и познавательной активности
Метод статистической обработки данных
Метод сотрудничества
Организационно-деятельностный метод
Метод трансляции
Гипотеза
проекта (перспективы).
·
Если реализовать
многогранные возможности управленческой и методической работы ( курсы повышения
квалификации, мастер-классы, семинары, конференции) по развитию
профессиональной компетентности педагогов в сфере общения с родителями
воспитанников, то возможна более качественная подготовка педагогов ДОУ по
данной проблематике.
. Ресурсная база проекта.
Нормативно- правовое
обеспечение
Закон об образовании РФ.
Устав МБДОУ « Детский сад №17 « Кораблик»
Положение « Об инновационной деятельности МБДОУ « Детский сад №17 «Кораблик».
Приказ об инновационной деятельности».
Методическое сопровождение
Участие в работе районных методических
объединений, участие в работе постоянно действующих семинаров
Информационный ресурс.
Использование информационно-коммуникативных
технологий.
Использование Интернет ресурсов.
Информирование общественности через сайт.
3. Диагностико-аналитическое
Опросно- анкетный материал по данной проблеме
среди педагогов и родителей.
Отчетно-аналитический материал.
Организационный
ресурс
Профессиональная компетентность обучающих
кадров, управляющих кадров, внедрение информационных технологий.
Проведение
педагогического совета. Разработка локальных актов. Разработка проекта. Подготовка и проведение
семинаров. Проведение заседания
Управляющего совета. Сбор промежуточных и
итоговых результатов. Презентация достижений.
·
Мотивационный ресурс.
·
Личная заинтересованность
всех участников всех участников Проекта в осуществлении поставленных задач.
·
Материальная
заинтересованность.
Обновления содержания работы в соответствии с ФГТ
10.
Финансирование.
Разработать систему материального
и морального стимулирования участников Проекта.
11.
Характеристика ожидаемых результатов
Наличие у педагогов потребности в
совершенствовании в вышеозначенной сфере;
Понимание социальной роли родителей и
педагогов в воспитании детей; наличие мотивации у педагогов в организации
компетентного общения с родителями;
Сформированность профессионально-значимых
установок и личностных качеств для организации эффективного общения с
родителями;
Сформированность знаний о семье, методах
изучения особенностей семейного воспитания, современных принципах, формах,
методах организации общения с родителями; направленность на достижение
положительных результатов в организации общения с родителями.
Отсутствие жалоб со стороны родителей;
Оценка профессиональной компетентности в
области взаимодействия воспитатель-родитель с точки зрения родителей
воспитанников;
Наличие сформированного опыта работы в сфере
общения с родителями;
Использование инновационных технологий по
организации работы с родителями.
Высокое личностное развитие.
Профессиональная зрелость.
12.
Возможные риски.
- Отсутствие финансирования;
-Невысокая мотивация педагогов для
совершенствования профессионального мастерства;
- Недостаток высококвалифицированных
педагогических кадров по данной проблематике;
13. Презентация проекта.
Защита проекта на семинарах для педагогов ДОУ
города.
Библиографический список.
·
Белая К.Ю. «
Инновационная деятельность в детском саду» Методическое пособие М. ТЦ. Сфера
2004 год.
·
Урбанская О.Н. «
Воспитателю о работе с семьёй» М. Просвещение 1977 год.
·
Урмина И.
Данилина Т. Миронова Т. « Инновационная деятельность в детском саду»
·
Давыдова О.И.,
Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический
подход (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2005.
·
Хохлова О.А.
Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего
воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3.
·
Интернет
источники:
·
Профессиональная
компетентность воспитателя www.lauc.ru
|